Тюнинг - Суперчарджеры и механические нагнетатели
Если вы хотите поднять на 40-50% мощность и крутящийся момент своего
двигателя, и у вас есть как минимум $2000, тогда читайте статью о
механических компрессорах.
Суперчарджеры или механические нагнетатели являются сейчас одним из
лучших средств для повышения мощности и тяги. В автомобилестроении эти
устройства появились более 80 лет назад. Принцип работы суперчарджера
достаточно прост. В двигателе внутреннего сгорания топливно-воздушная
смесь засасывается в цилиндр, где сжимается поршнем и воспламеняется
свечой зажигания. В результате взрыва поршень движется вниз, и процесс
повторяется. Чем больше объем двигателя, тем больше топливно-воздушной
смеси в него влезет, тем больше будут мощность и тяга. Суперчарджер
нагнетает смесь в двигатель под давлением, увеличивая мощность и тягу,
т.е. как бы увеличивая объем двигателя.
Существует несколько типов суперчарджеров с разной степенью
эффективности, но принцип их действия практически одинаков. Все они
приводятся в движение от коленвала с ремнем и содержат одну или
несколько крыльчаток, которые, вращаясь, загоняют воздух в двигатель. В
настоящее время существует два вида суперчарджеров: с внутренней и с
внешней компрессией. Суперчарджер с внутренней компрессией сжимает
входящий воздух изнутри самого себя, работая как компрессор.
Суперчарджер с внешней компрессией работает как обычный насос, просто
закачивающий воздух в двигатель, нагнетатель Рутса. Раньше они были
наиболее распространены, но сейчас стремительно набирают популярность
суперчарджеры внутреннего типа. К этому типу относятся Paxton, Pro
Chager. Винтовой нагнетатель Whipple также относится к этому типу.
Теперь подробнее рассмотрим оба типа.
- Нагнетатель Рутса.
В нем обычно 2 ротора. В полость между роторами и корпусом воздух по
внешнему периметру корпуса попадает в нижнюю часть. Каждый ротор имеет
2 или 3 кулачка. Например, у B&M и Weiand их два, а у нагнетателей для
автомобилей General Motors и у аналогичных Weiand, BPS, Hempton Kuhl,
Littlefield, Dyer, Mooneyham-ux3; Если придать роторам спиральную
форму, 2-х кулачков будет недостаточно для нагнетания – суперчарджер
не будет работать. Необходимо установить 3-ий кулачок, что и сделали
конструкторы GMC. Кстати, на замерах мощности прямых 2-х кулачковых
нагнетателей, никаких заметных отличий мощности найдено не было.
- Суперчарджеры с внутренней компрессией - центробежные.
При ровном давлении центробежный нагнетатель дает больший прирост
мощности, чем нагнетатель Рутса. Причина в том, что центробежный
нагнетатель не так сильно нагревает воздух. С другой стороны, прирост
мощности от центробежного суперчарджера пропорционален оборотам, а
значит, он уступает нагнетанию Рутса на низких оборотах.
Одним из самых важных достоинств чарджеров с внутренней компрессией
является их хорошая совместимость с инжекторами. Эти нагнетатели
устанавливаются сбоку двигателя как компрессор кондиционера. Как
правило, клапан тяги системы впрыска крепится на входе чарджера, а выход
чарджера – на вход инжектора; Что касается их установки на Хот Роды, то
следует отметить любопытную ситуацию: нагнетатель Рутса не собирается
сдавать свои позиции. Суперчарджеры этого типа, чье применение
изначально и ограничивалось установкой на Street rod и ранние Street
machine, и сейчас благополучно используются. Причина в том, что для
установки centrifugal supercharger на Street rod придется прорезать
боковую поверхность капота. К тому же на старых машинах контроль над
выхлопом менее жесткий и для них чаще всего выбирают именно Roots, не
столько из-за эффективности, сколько из-за внешнего вида; Centrofugal
Superchargers выпускаются разными компаниями.
Между тем, объединенные одной целью, они имеют различия. Paxton –
центробежный суперчарджер, приводится в движение от коленвала ремнем, но
у него есть одна внутренняя шарикоподшипниковая передача, позволяющая
разгонять крыльчатку до 30000 об/мин. Недостаток – ограниченный диапазон
нагнетания, т.к. при слишком большом давлении шарики начинают
проскальзывать, что приводит к повреждению суперчарджера. Сейчас
выпускается модель NOVI2000 со спиральной передачей. Спиральные шестерки
работают тише. Paxton утверждает, что нагнетание на этой модели – до 17
psi; Vortech появилась в начале 90-х и стала первым серьезным
конкурентом Paxton.
В суперчарджерах Vortech для внутренней передачи используются
прямозубые шестерни. Их недостатком, особенно на холостых оборотах,
является шум. Такие суперчарджеры увеличивают мощность в 1,5-2 раза, так
как промежуточное охлаждение позволяет использовать больший напор. Цена
увеличивается одновременно с эффективностью.
Найти еще информацию о Суперчарджеры и механические нагнетатели |